Микеланджело Буонарроти

Микеланджело - один из величайших художников всех времен, чей непревзойденный гений опередил свою эпоху, воплотившись в живописи, скульптуре, архитектуре и поэзии.

Микеланджело - один из величайших художников всех времен, чей непревзойденный гений опередил свою эпоху, воплотившись в живописи, скульптуре, архитектуре и поэзии.
Микеланджело Буонарроти (1475- 1564) родился в городке Капрезе в итальянской провинции Тоскана. Уже через несколько недель его семья пере­ехала во Флоренцию, а маленького Мике­ланджело отвезли к кормилице. Так мальчик стал воспитываться в семье каменщика, и, возможно, это была судьба, поскольку впос­ледствии Микеланджело утверждал, что в нем с детства жила любовь к камню.
С самых ранних лет его притягивало и искусство, и после окончания школы юноша становится учеником Доменико Гирландайо - популярного флорентийского масте­ра живописи. Гирландайо быстро заметил необычайную одаренность Микеланджело и в 1489 году отправил его изучать скульптуру под руководством Бертольдо ди Джованни. Вскоре на способности Микеланджело об­ратил внимание Лоренцо Великолепный, тогдашний правитель Флоренции. Юный скульптор переезжает жить во дворец Меди­чи, где продолжает учебу. После смерти свое­го покровителя в 1492 году Микеланджело возвращается в отчий дом и, как и его стар­ший современник Леонардо да Винчи, с ин­тересом начинает изучать анатомию. Он да­же получает необычную привилегию, разре­шение анатомировать трупы в одном из по­мещений церкви Святого Духа - в обмен на резное деревянное распятие, выполненное им для настоятеля.
Голова Микеланджело работы скульптора XVI в (смотрите картинку). Из простого ремесла Микеланджело возвел скульптуру в ранг высокого искусства.


Флоренция и Рим

В эти годы во Флоренции становится неспо­койно. Савонарола и другие проповедники предрекают ее падение. В 1494 году город за­хватывает французский король Карл VIII; Ми­келанджело бежит из Флоренции. В 1496 году его приглашают в Рим, где, наряду с другими работами, мастер изваял знаменитое «Опла­кивание Христа» («Пиета»), Эта изумительная композиция приносит ему общенародную славу, его провозглашают величайшим скульптором Италии - звание, которое по­жизненно гарантировало Микеланджело пре­стижные, хотя нередко трудные заказы.
Микеланджело возвращается во Флорен­цию, где в 1501 создает пятиметровую ста­тую Давида. В 1505 году его вызывает в Рим папа Юлий II - первый из семи пап, чьи за­казы будет выполнять художник. Юлий по­ручает Микеланджело работу над своей усы­пальницей. Это должен был быть величест­венный монумент более чем с 40 скульптура­ми; Микеланджело потратил восемь месяцев только на то, чтобы подобрать камень. Папа поначалу проявлял нетерпение, а затем и во­все потерял интерес к проекту.
Жестоко разочарованный Микеланджело покидает Рим, но его почти сразу же вызыва­ют обратно к уже более радушному Юлию, который на сей раз пожелал, чтобы скульп­тор запечатлел его в бронзе. Надеясь затем продолжить работу над усыпальницей, Ми­келанджело вновь испытал разочарование, когда папа вторично изменил решение и по­ручил ему роспись свода Сикстинской ка­пеллы в Ватикане. Поначалу Микеланджело возражал, объясняя, что кисть - не его спе­циальность, но заказчик был непоколебим, и мастер неохотно приступил к работе. Слож­ность и масштабность задачи вскоре захва­тили его; он отказался от всех помощников, твердо решив работать в одиночку. Роспись заняла четыре года (1508-1512).


Главный герой - человек

Гений Микеланджело - в его абсолютном понимании человеческого тела и пропор­ций его воспроизведения. Философия Воз­рождения поставила человека в центр ми­роздания, сделав его «мерилом всех вещей». Микеланджело воплотил гуманистические представления об идеале эпохи - совершенной человеческой личности - в своем искусстве. На него оказали влияние художник Мазаччо и скульптор Донателло, но главным источником вдохновения всегда оставалась античная скульптура.Разнообразие движений и жестов в его работах свидетельствует, что Микеланджело прекрасно изучил, как функционирует чело­веческое тело. Он знал положение любого мускула, кости и сухожилия и никогда не по­вторял ни одной из поз, храня в своей удиви­тельной памяти каждую деталь.


Архитектура

Микеланджело всегда считал себя скульп­тором; даже его картинам присуща опреде­ленная объемность. Но последние 30 лет своей жизни он посвятил в основном архи­тектуре, и в этой области его гений столь же велик.
Сменявшие друг друга римские папы за­брасывали его заказами, наиболее извест­ным из которых стало возведение собора Св. Петра в Риме (строительство началось при Юлии II в 1506 г.). Как и в случае с Сикс­тинской капеллой, Микеланджело поначалу не хотел браться за этот заказ, но в конце концов согласился и приступил к работе. К сожалению, мастеру не удалось достроить собор - он умер 18 февраля 1564 года. 
В 1527 власть в Риме захватил император Священной Римской империи Карл V, Меди­чи были изгнаны, а Микеланджело поручили строить оборонительные сооружения. Не желая обвинений в измене, художник в 1529 году бежит в Венецию.
С восстановлением Климента VII на папском престоле Микеланджело возвращается к работе над усыпальницей Медичи. После завершения гробниц Джулиано и Лоренцо де Медичи в 1534 году художник навсегда покидает Флоренцию и переезжает в Рим, где работает над росписью алтарной стены Сикстинской капеллы и создает фреску «Страшный суд» (1535-1541).

Комментариев нет:

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Участник BlogsDB.ru